Лексическое значение слов, многозначные слова

Комментарии преподавателя

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает сложно определить, в каком значении употреблено многозначное слово, например:

Его этюды с розами висели в квартирах русских эмигрантов, спасая от тоски и печали.

В каком значении употребляется слово ЭТЮД в предложении?

1)      Разновидность упражнений в музыке, в шахматной игре.

2)      Музыкальное произведение виртуозного характера.

3)      Небольшой рисунок или картина, представляющая собой часть будущего большого произведения.

4)     Название научного произведения, небольшого по объему.

Чтобы определить лексическое значение многозначного слова, необходимо обратиться к контексту, в котором оно употреблено. При толковании вам может помочь как общая тема текста, так и ближайший контекст заданного слова. В приведённом примере и общая тема текста (в тексте рассказывается о художнике), и ближайший контекст (этюды висели в квартирах) подсказывают, что речь идет о живописных этюдах, то есть слово ЭТЮДЫ употреблено в значении «небольшой рисунок или картина, представляющая собой часть будущего большого произведения».

В тесте вам могут встретиться слова с переносным значением, которое не всегда легко установить. Например, у слова хлеб есть прямое значение пищевой продукт, выпекаемый из муки, и развившееся по смежности с ним переносное значение зерно, из которого делают муку.

Лексические значения многозначного слова всегда связаны по смыслу. Обычно бывает так, что у слова есть основное, или прямое значение, на основе которого появляются связанные с ним переносные значения.

Перенос значения чаще всего может происходить на основании

1) сходства:  светиться (излучать свет) – светиться от счастья (выглядеть, как будто излучаешь свет),

2) смежности:  выпечка булок (процесс) – выпечка (изделия, которые выпекли),

3) расширения:  Солнце (звезда Солнечной системы) – солнце (любая звезда)

5)     сужения:  капля (маленькая частица жидкости) – капли (жидкое лекарство).

 

Лексика. Лексическое значение слова. Предмет лексикологии

Все слова  языка составляют его лексический (т. е. словарный) состав, или лексику.

Каждое слово имеет звучание, написание и лексическое значение. Это можно показать на схеме.

Лексикология — это раздел языкознания, изучающий лексику: лексические значения слов, их отношения с другими словами и их употребление.

Однозначные и многозначные слова

Слова могут иметь одно лексическое значение, т. е. быть однозначными, или несколько взаимосвязанных лексических значений, т. е. быть многозначными. Сравним три высказывания со словами овощ и хлеб.

На огороде выросли овощи.

По утрам я всегда ем свежие овощи.

Этот овощ не годится для салата оливье.

В магазине кончился белый хлеб.

Осенью с полей убирают хлеб.

Не берись за это дело, не отнимай у него его хлеб.

https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=12 bugaga.net.ru

Мы замечаем, что слово овощ во всех трёх предложениях обозначает одно и то же: «огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу», т. е. имеет одно значение. Но этого мы не можем сказать о слове хлеб. В первом предложении оно имеет значение «пищевой продукт, выпекаемый из муки». Муку для хлеба делают из зерна, поэтому словом хлеб называют также зерно. Во втором предложении слово хлеб употреблено в значении «зерно, из которого делают муку». Хлеб — основная пища в нашей культуре, самое необходимое для нашего существования, поддержания жизни. Поэтому понятие хлеб оказывается тесно связанным с понятием жизнь, и на этой основе у слова хлеб развилось значение «средства к существованию». Именно такое значение имеет это слово в третьем предложении. Следовательно, слово хлеб многозначно, т. е. имеет несколько взаимосвязанных по смыслу значений.

Многозначные слова следует отличать от омонимов. У омонимов в значениях нет ничего общего. Например, значение слова лук («овощ») не имеет никаких смысловых связей со значением омонима лук («оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой»).

Прямое и переносное значение слова

Лексические значения многозначного слова всегда связаны по смыслу. Обычно бывает так, что у слова есть основное, или прямое значение, на оснoве которого появляются связанные с ним переносные значения. Например, у слова хлеб есть прямое значение «пищевой продукт, выпекаемый из муки» и развившееся по смежности с ним переносное «зерно, из которого делают муку».

Перенос значения чаще всего может происходить на основании сходства, смежности, расширения и сужения. Схематично это можно представить так.

Типы переноса

Примеры

Метафора (греч. metaphora — перенос) — перенос по сходству.

Cветиться (излучать свет) — светиться от счастья (выглядеть так, как будто излучаешь свет)

Конь (животное) — конь (спортивный снаряд, напоминающий коня)

Осёл (животное) — осёл (глупый и упрямый человек, этими качествами похожий на осла)

Метонимия (греч. metonymia — переименование) — перенос по смежности (т. е. по вовлечённости в одну ситуацию в пространстве, во времени, в причинно-следственных связях, по количественным отношениям).

Аудитория (вместилище) — аудитория (люди во вместилище)

Выпечка булок (процесс) — выпечка (изделия, которые выпекли)

Заниматься вышивкой (процесс) — красивая вышивка (результат этого процесса)

Расширение значения.

Солнце (звезда Солнечной системы) — солнце (любая звезда)

Сужение значения.

Капля (маленькая частица жидкости) — капли (жидкое лекарство)

 

Правописание причастий, разряды местоимений, предлоги, частицы     Суффиксы. Приставки. Виды, примеры, правописание

Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ


 
Теория для всех заданий
Примеры решения заданий ЕГЭ по русскому языку
Часть А:
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | A6, A7, A8, A9, A10, A11 | A12 | A13 | A14 | A15 | A16 | A17 | A18 | A19 | A20 | A21 | A22 | A23 | A24 | A25 | A26 | A27 | A28 | A29 | A30
Часть B:
B1 | B2 | B3 | B4 | B5 | B6 | B7 | B8
Часть C:
Решение задания C1